Обеспечение прав граждан в деятельности сотрудников ОВД

Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.
Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФ определяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

  • в целях защиты основ конституционного строя,
  • в целях защиты нравственности,
  • в целях защиты здоровья,
  • в целях защиты прав и законных интересов других лиц,
  • в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» раскрывает и конкретизирует правовую концепцию ограничения прав и свобод человека и гражданина сквозь призму прав и обязанностей сотрудников полиции.
Статья 1 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепляя назначение полиции, отмечает, что в первую очередь полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Таким образом, конкретизируются положения Конституции РФ, которая закрепляет, что защита прав человека является смыслом создания и деятельности всех органов государственной власти в Российской Федерации.
Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, статья 5 закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается , если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.
Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируются Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.
Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.
Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:

  • лица, совершившие побег из-под стражи,
  • лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;
  • лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
  • лица, находящиеся в розыске;
  • лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
  • лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
  • лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Юрисконсульт правовой группы
Отдела МВД России по г. Ессентуки
Светлана Коньшина

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФопределяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

​ в целях защиты основ конституционного строя,

​ в целях защиты нравственности,

​ в целях защиты здоровья,

​ в целях защиты прав и законных интересов других лиц,

​ в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» раскрывает и конкретизирует правовую концепцию ограничения прав и свобод человека и гражданина сквозь призму прав и обязанностей сотрудников полиции.

Статья 1 Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», закрепляя назначение полиции, отмечает, что в первую очередь полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Таким образом, конкретизируются положения Конституции РФ, которая закрепляет, что защита прав человека является смыслом создания и деятельности всех органов государственной власти в Российской Федерации.

Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, статья 5закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Помимо этого, Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом (статья 6). Сотруднику полиции запрещается провокация на незаконные действия, т.е. подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Кроме того, сотруднику полиции запрещается в оправдание своих действий или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Положения Конституции РФ в вопросе о беспристрастности конкретизируютсяФедеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. При этом сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.

Читайте также:  Назначение на высшую воинскую должность

Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.

Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», регламентируя обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процедурных аспектах, которые так или иначе затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека. В частности, при закреплении вопроса о задержании закон отмечает, что в случае применения данной меры пресечения сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. Однако закон ограничивает данное право, если задержанными лицами являются:

​ лица, совершившие побег из-под стражи,

​ лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

​ лица, находящиеся в розыске;

​ лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

​ лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

​ лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Правовая группа Отдела МВД России по г. Пятигорску

Обеспечение прав гражданина в деятельности органов внутренних дел

Правовое обеспечение юридического статуса человека органами внутренних дел. Преступления против конституционных прав гражданина. Контроль и надзор за деятельностью полиции. Правонарушения против жизни и здоровья. Принципы уголовного судопроизводства.

РубрикаГосударство и право
Видучебное пособие
Языкрусский
Дата добавления08.12.2014
Размер файла905,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МВД РОССИИ САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Сборник нормативно-правовых актов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Раздел 1. Международное и российское законодательство об обеспечении прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел


1.1 Основы конституционного строя

1.2 Права и свободы человека и гражданина

1.3 Федеративное устройство

1.4 Президент Российской Федерации

1.5 Правительство Российской Федерации

Раздел 2. Общие положения

2.1 Принципы деятельности полиции

2.2 Общие положения


Раздел 3. Правовое обеспечение юридического статуса человека органами внутренних дел

3.1 Основы конституционного строя

3.2 Права и свободы человека и гражданина

Раздел 4. Права и свободы

4.1 Общие положения

4.2 Обязанности и права полиции


4.3 Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина


Раздел 5. Международно-правовой статус должностных лиц органов внутренних дел


5.1 Вступление в силу настоящего Федерального закона


5.2 Общие положения


5.3 Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел


5.4 Основные положения


5.5 Нравственные основы службы в органах внутренних дел


5.6 Профессионально-этические правила поведения сотрудника


5.7 Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника


Раздел 6. Правовые основы ограничений прав человека и гражданина органами внутренних дел


6.1 Права и свободы человека и гражданина


Раздел 7. Права и свободы


7.1 Общие положения


7.2 Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения


7.3 Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения


7.4 Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения


7.5 Заключительные положения


Раздел 8. Меры процессуального принуждения


8.1 Меры пресечения


9.1 Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров


9.3 Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность


9.5 Общие положения


9.6 Права субъекта персональных данных


9.7 Обязанности оператора


9.8 Контроль и надзор за обработкой персональных данных


Раздел 10. Правовое регулирование применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции и органов внутренних дел


10.1 Права и свободы человека и гражданина


Раздел 11. Права и свободы

11.1 Гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения

11.2 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия


11.3 Правовое положение сотрудника полиции


11.4 Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей

Раздел 12. Применение военнослужащими внутренних войск физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники

Раздел 13. Преступление

13.1 Обстоятельства, исключающие преступность деяния

Раздел 14. Преступления против личности

14.1 Преступления против жизни и здоровья

Раздел 15. Законность – основной принцип деятельности органов внутренних дел

15.1 Основы конституционного строя

Раздел 16. Общие положения

16.1 Принципы деятельности полиции


16.2 Правовое положение сотрудника полиции


16.3 Служба в полиции


16.4 Контроль и надзор за деятельностью полиции


16.5 Общие положения


16.6 Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел


16.7 Служебная дисциплина в органах внутренних дел


16.8 Финансирование службы в органах внутренних дел. Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел

16.9 Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

16.10 Преступления против правосудия

16.11 Основные положения

16.12 Нравственные основы службы в органах внутренних дел

16.13 Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника

Раздел 17. Защита человека и гражданина органами внутренних дел от пыток и других жестоких или унижающих человеческое достоинство обращений или наказаний

17.1 Основы конституционного строя

17.2 Права и свободы человека и гражданина

Раздел 18. Права и свободы

Раздел 19. Принципы деятельности полиции

19.1 Преступления против жизни и здоровья

Раздел 20. Преступления против государственной власти

20.1 Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Раздел 21. Обеспечение органами внутренних дел прав лиц, подвергаемых, задержанию или заключению под стражу

21.1 Права и свободы человека и гражданина

Раздел 22. Основные положения

22.1 Уголовно-процессуальное законодательство

22.2 Принципы уголовного судопроизводства

22.3 Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты

Раздел 23. Меры процессуального принуждения

23.1 Задержание подозреваемого

23.2 Меры пресечения

23.3 Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения

23.4 Общие положения

23.5 Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение

23.6 Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей

23.7 Заключительные положения

Раздел 24. Организация рассмотрения обращений граждан в органах внутренних дел

24.1 Права и свободы человека и гражданина

Раздел 25. Производство по делам об административных правонарушениях


25.1 Общие положения


25.2 Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности


25.3 Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях


Раздел 26. Ходатайства и жалобы


26.1 Ходатайства


26.2 Обжалование действий и решений суда и должностных лиц,осуществляющих уголовное судопроизводство


26.3 Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок


Раздел 27. Производство в суде первой инстанции

27.1 Общие положения

27.2 Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

27.3 Обязанности и права полиции


27.4 Правовое положение сотрудника полиции


27.5 Контроль и надзор за деятельностью полиции


Раздел 28. Порядок возмещения вреда, причиненного человеку незаконными действиями органов дознания и предварительного следствия органов внутренних дел


28.1 Права и свободы человека и гражданина


Раздел 29. Основные положения


29.1 Уголовно-процессуальное законодательство


29.2 Принципы уголовного судопроизводства


29.3 Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования


Раздел 30. Иные положения


30.1 Процессуальные сроки. Процессуальные издержки


30.2 Реабилитация


30.3 Прекращение уголовного дела


30.4 Постановление приговора


30.5 Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора


30.6 Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств


Раздел 31. Общие положения

31.1 Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав

31.2 Нематериальные блага и их защита

Раздел 32. Отдельные виды обязательств

32.1 Обязательства вследствие причинения вреда

Раздел 33. Общие положения

33.1 Подведомственность и подсудность

Н.П. Маюров, В.А. Баринов, Ю.А. Потапов

Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативно-правовых актов. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. – 849 с.

В настоящий сборник помещены нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав человека, с учетом изменений и дополнений действующего законодательства на 1 июня 2012 года. Приводятся также международные правовые акты и действующие на территории Российской Федерации правовые акты бывшего СССР по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел.

Предназначен для преподавателей, а также для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, практических работников правоохранительных органов.

© Санкт- Петербургский университет

МВД России, 2012

Проводимая в настоящее время в стране реформа правоохранительной системы государства призвана, в первую очередь обеспечить соответствие деятельности ее структурных элементов нормам демократического государства, международным стандартам в сфере охраны и обеспечения прав человека. И в качестве одной из приоритетных задач, определенных в послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г., стало обращение Президента Российской Федерации к руководителям всех уровней готовиться к эффективной реализации новых законодательных актов в рамках проводимой реформы в МВД России. «Они должны делать все, чтобы люди не боялись за свою жизнь и жизнь своих близких; не опасались потерять свое здоровье, имущество и человеческое достоинство» Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. Федеральный выпуск. 2010. № 271 (5350). 1 декабря. .

Министерство внутренних дел Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление по защите прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности. Для достижения этих целей деятельность органов внутренних дел строится в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан.

Правовую основу деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав человека составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе регламентирующих полицейскую деятельность, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты МВД России.

Настоящий сборник содержит нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел в сфере охраны и обеспечения прав человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Особенность данного издания состоит в том, что в нем с максимальной полнотой систематизированы и размещены международные и российские правовые акты по уровню юридической силы.

Сборник «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» состоит из десяти разделов. В первом разделе помещены нормативные акты, определяющие международно-правовую обязанность государства, в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и акты, устанавливающие полномочия органов внутренних дел в их охране и обеспечении.

Во втором и третьем разделах собраны правовые акты, раскрывающие содержание правового статуса человека и роль органов внутренних дел в его обеспечении.

В четвертом разделе сосредоточены основополагающие нормативные акты, регламентирующие правомерное ограничение прав и свобод человека и гражданина органами внутренних дел.

Несомненно, важное место в публикации занимает пятый раздел «О применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции и органов внутренних дел». Пожалуй, никакие другие акции представителей государственной власти так глубоко не вторгаются в сферу основных прав и свобод человека, как физическое принуждение и поэтому оно должно подлежать детальному регулированию и действенному контролю.

Требования законности исключительно актуальны в деятельности органов внутренних дел, так как от ее состояния зависит уровень обеспечения сотрудниками личной безопасности, прав и свобод человека и гражданина. Способам ее осуществления посвящен шестой раздел настоящего сборника.

В седьмой раздел включены нормативные акты, определяющие защиту человека органами внутренних дел от пыток и других, жестоких или унижающих человеческое достоинство обращений или наказаний.

Восьмой раздел содержит нормативные правовые акты, связанные с таким аспектом правозащитного законодательства, как лишение человека свободы. Здесь также размещены документы по вопросам обеспечения органами внутренних дел прав лиц, подвергаемых задержанию или заключению под стражу, в том числе касающиеся защиты несовершеннолетних, и об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Законодательство, закрепляющее право граждан на обращения в органы государственной власти, и регулирующее порядок их рассмотрения должностными лицами в административной и уголовно-процессуальной деятельности, а также организации приема граждан в органах внутренних дел, нашло отражение в девятом разделе.

В заключительном – десятом разделе – расположены правовые акты, определяющие порядок возмещения вреда, причиненного человеку незаконными действиями органов дознания и предварительного следствия.

Составители сборника надеются, что документы и материалы сборника будут востребованы практическими работниками правоохранительных органов, профессорско-преподавательским составом, слушателями и курсантами образовательных учреждений МВД России.

Раздел 1. Международное и российское законодательство об обеспечении прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел


Обеспечение прав человека в деятельности ОВД

В структуре деятельности любого государственного органа вопросы обеспечения прав и свобод граждан занимают значительное место, поскольку это их важнейшая конституционная обязанность. Но решение данных вопросов не входит в круг основного содержания деятельности большинства органов, а подчинено выполнению конкретных задач, являясь одним из условий, способствующих нормальному функционированию государственного органа и достижению поставленных целей.

Среди всего разнообразия различных органов существуют специальные, которые образованы для защиты граждан от преступных посягательств, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности.

В соответствии с компетенцией на органы внутренних дел возложено осуществление довольно широкого круга задач. В качестве основных задач милиции выступают следующие: обеспечение общественной и личной безопасности граждан и охрана общественного порядка (Закон РФ «О полиции», Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», ФЗ«Об оружии» и др.). Объектами личных прав в этой сфере деятельности милиции выступают такие индивидуальные блага, как жизнь человека, его здоровье, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, предметов частной собственности; защита прав и свобод гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений; раскрытие и расследование преступлений и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда (Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности») и др.

Основным видом работы органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод личности является их правоохранительная деятельность; предупреждение, выявление, раскрытие, расследование преступлений и иных правонарушений, посягающих на права и свободы граждан.

Содержание охраны прав и свобод граждан применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя предупреждение и профилактику нарушений прав и свобод личности, а также «устранение препятствий, не являющихся правонарушениями и мешающих нормальному осуществлению прав и свобод граждан».

5. Профессионально-этические требования к руководителям ОВД.Руководитель ОВД должен:

1)быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм Кодекса;

2)помнить о традициях, чести и долге российского офицерства, носителем и продолжателем которых он является;

3)считать своей главной привилегией личную ответственность за безусловное выполнение оперативно-служебных задач, обучение и воспитание подчинённых.

Статус должности, занимаемой руководителем, должен подкрепляться его личным авторитетом.

Подлинный авторитет руководителя создаётся его безупречной репутацией, профессиональной компетентностью, служебным опытом, требовательностью и принципиальностью в сочетании с гуманным и уважительным отношением к подчинённым.

Культура профес-го поведения руководителя опред-ся степенью развития его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, уровнем образован-ти и воспитанности.

Позитивный моральный облик руководителя основывается на профессионально-нравственных качествах: честности, порядочности, самокритичности, требовательности, доброжелательности, обязательности, ответственности, принципиальности, справедливости.

Требования профес-ой этики обязывают руководителя:1)соблюдать права и свободы сотрудника как человека и гражданина;

2)относиться к сотруднику как к личности, признавая его право иметь собственные профессиональные суждения;3)проявлять высокую требовательность, принципиальность в сочетании с уважением личного достоинства;4)устанавливать справедливую, равномерную служебную нагрузку на личный состав;

5)помогать сотрудникам словом и делом, оказывать моральнопсихологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

6)использовать в полной мере психолого-педагогические подходы и методы в воспитательной работе с личным составом;

7)информировать личный состав о складывающейся морально-психологической обстановке в подразделении;

8)регулировать взаимоотношения в служебном коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;9)пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в служебном коллективе;

10)рассматривать без промедления факты нарушения норм и принципов профессиональной этики и принимать по ним объективные решения;

11)принимать беспристрастные, справедливые и объективные решения по социально-бытовым проблемам и вопросам поощрения личного состава;

12)организовывать выработку и реализацию комплекса мер по профилактике конфликтов;

13)обращаться к подчинённым, называя их по специальному званию и фамилии или только по специальному званию, добавляя в последнем случае перед специальным званием слово “товарищ”, либо по имени и отчеству и только на “вы”;

14)контролировать соблюдение сотрудниками этикетных норм в оформлении и содержании служебных помещений;

15)оставаться скромным в потребностях и запросах, как на службе, так и в быту.

В случае, если подчинённый оказался в трудной жизненной ситуации, его начальник призван оказать всемерную помощь и поддержку. Руководитель не имеет морального права:

1)перекладывать свою ответственность на подчинённых;

2)использовать служебное положение руководителя в личных интересах;

3)проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость, применять рукоприкладство по отношению к подчинённым;

4)создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе.

Соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Викторовна Одина

В статье раскрывается понятие соблюдения прав и свобод человека и гражданина ; рассматривается вопрос реализации принципа соблюдения прав и свобод государством; определяется место и роль сотрудников полиции в обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина ; ответственность сотрудников органов внутренних дел за несоблюдение и неуважение прав граждан. Отмечаются особенности правовой культуры сотрудников полиции.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наталья Викторовна Одина

Respect for human rights and freedoms in the work of the internal affairs of the Russian Federation

The article has summarized some aspects of respect human rights and fundamental freedoms; implementation of the principle of respect of rights and freedoms by the state; place and role of police officers in ensuring respect for human and civil rights and freedoms; responsibility of employees of law enforcement bodies for non-observance and disrespect of the rights of citizens; defines the legal culture of police officers.

Текст научной работы на тему «Соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел российской Федерации»

УДК 342 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10008

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наталья Викторовна ОДИНА,

начальник правового отдела Управления на транспорте Министерства внутренних дел РФ по Центральному федеральному округу, адъюнкт Академии управления МВД России E-mail: odina.n@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Научный руководитель: В.В. Барбин, заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье раскрывается понятие соблюдения прав и свобод человека и гражданина; рассматривается вопрос реализации принципа соблюдения прав и свобод государством; определяется место и роль сотрудников полиции в обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина; ответственность сотрудников органов внутренних дел за несоблюдение и неуважение прав граждан. Отмечаются особенности правовой культуры сотрудников полиции.

Ключевые слова: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, деятельность полиции, условия соблюдения прав и свобод, понятие «соблюдение», правовая культура сотрудника.

Annotation. The article has summarized some aspects of respect human rights and fundamental freedoms; implementation of the principle of respect of rights and freedoms by the state; place and role of police officers in ensuring respect for human and civil rights and freedoms; responsibility of employees of law enforcement bodies for non-observance and disrespect of the rights of citizens; defines the legal culture of police officers.

Keywords: observance of human and civil rights and freedoms, police activity, conditions for observance of rights and freedoms, the notion of «compliance», the legal culture of the employee.

Проблема соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина для современной России является приоритетной. Реализации основных прав и свобод человека и гражданина имеет значение для развития и совершенствования государства и общества в целом. Государственная деятельность, в том числе органов внутренних дел, непосредственно должна быть направлена на соблюдение прав и свобод человека и его интересов. Соблюдение конституционных прав и свобод гражданина приобретает особое значение в связи с обязанностью любого государства гарантировать и обеспечивать возможность их реализации через деятельность государственных и правоохранительных органов.

Важнейший критерий осуществления принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции представляет собой соблюдение ею этих прав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто подозревается в нарушении закона или преступил его.

Следовательно, уважение прав и свобод человека и гражданина — это основные положения их признания и обеспечения в деятельности государства. Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции служит уважение прав человека, поскольку человек, его духовные начала и ценности представляют собой цель, а не средство для решения государственных интересов.

Как справедливо отмечает В.В. Барбин, уважение прав и свобод человека и гражданина достижимо и без их соблюдения и защиты, однако тогда они будут соблюдаться в личных интересах для достижения собственных интересов и целей либо под страхом ответственности за их нарушение. При указанных обстоятельствах невозможно определить права и свободы человека и гражданина высшей ценностью построения правового государства. Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина обществом, государством и гражданами влечет значительное уменьшение потребности их защиты1.

Согласно правовой позиции Н.И. Матузова, А.В. Малько, «соблюдение» характеризуется особенным поведением субъектов, при котором следует воздерживаться от противоправного поведения и соблюдать действующее законодательство. При этом можно выделить следующие виды поведения индивида: правомерность, неправомерность и безразличие. Следовательно, правомерное поведение предполагает соблюдение правовых норм гражданами, когда они ведут себя в соответствии с требованиями норм права, спокойно живут, работают, не нарушают закон, тем самым реализуют предоставленные им права и свободы. Законопослушное поведение граждан выражается в пассивной форме поведения субъектов, его особенностью является воздержание от неправомерных действий, и такое поведение относится как к гражданам, так и к функционированию государственных органов в целом: от парламента до правительства и самых нижестоящих структур, оно распространяется на правовые запреты, осуществляется вне конкретных правоотношений, нигде не фиксируется, возникает обычно, незаметно, естественным образом2.

В отличие от множества иных органов исполнительной власти деятельность полиции непосредственно сопряжена с применением мер принуждения, что может повлечь существенное ограничение прав и свобод человека и гражданина, поэтому ключевая роль придана законодателем принципу соблюдения и уважения прав в деятельности полиции.

Применительно к деятельности органов внутренних дел понятие «соблюдение прав и свобод человека и гражданина» предполагает реализацию полномочий, предоставленных сотрудникам полиции, при строгом соблюдении требований законодательства. Поведение сотрудника полиции связано с юридическими запретами и ограничениями, а всякий запрет связан — с обязан-

ностью что-либо не делать, воздержаться от определенного действия.

Согласно точке зрения С.С. Алексеева соблюдение правовых норм не требует какой-либо активности, проявляется в обычном, незаметном повседневном общении и деятельности и, как правило, не влечет дополнительных затрат энергии и усилий. По мнению данного автора, достаточно лишь не совершать действий, запрещенных нормативно-правовыми актами и законом.

Соблюдение прав и свобод человека — это ежедневное поведение субъектов, повседневно воздерживающихся от противоправного поведения, оно носит пассивный и длящийся характер, за исключением немногих предписаний запрещенного бездействия. Запреты на бездействие характерны для строго определенных случаев, когда соответствующие действия прямо установлены, носят дискретный характер в отличие от простых запретов, которые действуют непрерывно и постоянно, обязаны соблюдаться в любых случаях. Следовательно, отсутствие нарушения — это исполнение установленных обязывающих норм, а не соблюдение запрещающих норм3.

Следует отметить, что, по мнению Садри, всем субъектам правоотношений, включая государство, необходимо избегать противоправных действий. Особая роль отводится государству, наделенному полномочиями требовать от других соблюдения запрещающих предписаний; кроме того, в лице государственных органов оно призвано гарантировать обеспечение исполнения запретов всеми участниками правоотношений. Вытеснение запрещенных действий — обязанность государства4.

В качестве элемента правовой культуры соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел обеспечивается признанием сущности прав человека высшей общечеловеческой ценностью, уважением прав человека, а также вырабатыванием определенных профессиональных психологических установок признания прав человека в процессе осуществления деятельности органов внутренних дел.

Таким образом, соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел является более широким понятием по сравнению с устоявшимся в юриспруденции пониманием «соблюдения», поскольку включает не только пассивное поведение сотрудника полиции, не нарушающего действующее законодательство, но и активное действие, направленное на достижение определенных целей, установленное нормой права; такая деятельность

сотрудника полиции имеет значение, аналогичное понятию «выполнение норм».

Как справедливо считает П.В. Анисимов, занимая одно из главенствующих мест в механизме реализации прав и свобод граждан, органы внутренних дел обязаны обеспечить предотвращение противоречий, конфликтов, вызванных нарушением прав личности, осуществляя профилактические меры, а также решить вопрос с возникающими разногласиями в процессе реализации прав и свобод5.

Несоблюдение и неуважение прав и свобод человека и гражданина, допускаемые со стороны сотрудников полиции, представляет собой нарушение служебной дисциплины и включает признаки состава должностного проступка или преступления, которые влекут применение мер дисциплинарной или уголовной ответственности к сотруднику.

Следует отметить, что полиция в своей деятельности реализует конституционный принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина; при этом Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 установлен запрет на применение пыток и насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. На сотрудника полиции возложена обязанность не допускать действий, причиняющих боль, физическое или нравственное страдание человеку. В том числе установлен запрет на распространение сотрудниками полиции сведений о частной жизни граждан, полученных в результате осуществления служебной деятельности, третьим лицам без получения добровольного согласия граждан, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

При осуществлении своих полномочий сотрудники полиции обязаны обеспечить каждому гражданину, если затрагиваются его права и свободы, возможность ознакомления с документами и материалами, если иное не установлено федеральным законом.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении деятельности полиции в современных условиях позиционируется главным критерием развития и становления правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.

Очевидным представляется мнение В.В. Бар-бина, полагающего, что неотъемлемым элементом профессиональной правовой культуры сотрудника органов внутренних дел является соблюдение и уважение прав и свобод человека и

гражданина, который включает максимально возможное почтительное отношение к ним самого сотрудника полиции, основанное на признании важности и ценности для всестороннего роста личности, без установления различия пола, расы, национальной принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, в том числе, места жительства, отношения к религии, убеждений, участия в общественных объединениях, состояния здоровья и других значимых обстоятельств; кроме того, это и служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел, выражающаяся в его дисциплинированности, добросовестности, честности, поскольку только безупречный сотрудник может требовать от других исполнения правовых норм и предписаний6.

Неукоснительное выполнение сотрудниками полиции своих обязанностей является важнейшим условием соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении полномочий, предоставленных органам внутренних дел7.

Признание прав человека высшей ценностью, уважение прав и свобод гражданина государством возможно в условиях реализации принципа верховенства права и закона, при котором соблюдение прав является оценочным показателем эффективности деятельности полиции.

1 Гончаров И.В., Барбин В.В., Киричек Е.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник / Под ред. И.В. Гончарова. М.: Академия управления МВД России, 2014. С. 68.

2 Матузов НИ., Малько A.B. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 74.

3 Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1996. С. 94.

4 Кузакбирдиев С.С. Формы реализации норм права в деятельности органов внутренних дел. М., 1996. С. 71.

5 Анисимов П.В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: Дис. . канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1993. С. 72.

6 Барбин В.В. Уважение прав и свобод человека и гражданина как принцип деятельности российской полиции // Деятельность полиции и права человека: Матер. все-рос. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. СПб.: СПбУ МВД России, 2013. С. 54.

7 Барбин В.В. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина как основополагающий принцип деятельности российской полиции: содержание и правовое закрепление // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности органов внутренних дел: Сб. тр. межвузов. науч. семинара. 2013. С. 9—17.

1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2016. № 27. Ст. 2741.

2. О полиции: Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2016. № 27. Ст. 4238.

3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1996.

4. Анисимов П.В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: Дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1993.

5. Барбин В.В. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина как основополагающий принцип деятельности российской полиции: содержание и правовое закрепление // Соблюдение законности и обеспечение правопорядка в деятельности органов внутренних дел: Сб. тр. межвузов. науч. семинара. 2013.

6. Барбин В.В. Уважение прав и свобод человека и гражданина как принцип деятельнос-

ти российской полиции // Деятельность полиции и права человека: Матер. всерос. науч.-практ. конф.: В 2-х ч. СПб.: СПбУ МВД России, 2013.

7. Гончаров И.В., Барбин В.В., Киричек Е.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник / Под ред. И.В. Гончарова. М.: Академия управления МВД России, 2014. С. 67—68.

8. Коробов В.Б. Реализация принципов открытости и публичности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Тр. Академии управления МВД России. 2013. № 2. С. 3—7.

9. Кузакбирдиев С.С. Формы реализации норм права в деятельности органов внутренних дел. М., 1996.

10. Матузов НИ., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.

11. Федеральный закон «О полиции»: Науч.-практ. пособие: В 3-х т. / Под ред. В.В. Горди-енко. М., 2013. Т. 1.

12. Яковлев КЁ. Государственно-правовой статус Министерства внутренних дел Россий-ской империи в дореформенный период (1802 — 1861 гг.). М.: ЦНТБ пищевой промышленности, 2015.

Обеспечение прав граждан в деятельности сотрудников ОВД

Полиция как орган правопорядка имеет большое значение в защите прав и свобод граждан и государства. Компетенция полиции получает свое проявление в различных сферах деятельности общества, таких, например, как охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение судебных приговоров и многих других. Существует множество факторов в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, влияющих на деятельность органов правопорядка в целом и их взаимоотношения с этими гражданами.

Цель работы – исследование деятельности полиции в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина на основании анализа законодательства Российской Федерации и общественного мнения.

Материал и методы исследования

Материалом для анализа послужили данные исследований с 2011 по 2013 год, содержащие сведения о деятельности полиции. Также использованы результаты собственных исследований нормативно-правовых актов и периодической литературы в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Результаты исследования и их обсуждение

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» основным предназначением полиции определил защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заложенная в Законе новая социальная модель органов правопорядка основывается на выполнении профессиональных полицейских функций. Во главу угла поставлена безопасность личности, защита ее прав и законных интересов от противоправных посягательств. А основным направлением деятельности становится предупреждение и профилактика преступлений и административных правонарушений [2].

Возвращение взаимного доверия между органами внутренних дел и населением – одна из самых главных задач. Полиция традиционно была и остается силовым ведомством, наиболее часто, если не сказать постоянно, взаимодействующим с населением. Потому сегодня, в рамках реформы, делается акцент на формировании партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. Федеральный закон «О полиции» разрабатывался в условиях высокой общественной потребности в изменении подходов к организации деятельности сил правопорядка в Российской Федерации. Закон подвел итог многомесячного общественно-политического обсуждения будущего российских органов внутренних дел, закрепив законодательную основу организации деятельности полиции в России. Закон был принят после масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило около 40 тысяч откликов и конкретных предложений по совершенствованию текста законопроекта. В результате многие положения законопроекта переработаны.

В данном правовом акте заложены принципиальные положения, направленные на повышение уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка. В их числе:

  • общественный контроль за деятельностью органов полиции, их должностных лиц; формирование системы оценки работы подразделений полиции на основе общественного мнения и уровня удовлетворенности граждан правоохранительными услугами;
  • обеспечение четкого соблюдения полномочий, предоставленных сотрудникам полиции;
  • жесткие требования к профессиональной пригодности лиц, проходящих службу в обозначенной государственной структуре, постоянное совершенствование уровня профессионализма каждого сотрудника;
  • развитие правоохранительной деятельности на основе использования достижений инновационных технологий и др.

Основополагающей целью реформы ведомства является кардинальное изменение социальной роли органов внутренних дел в обществе, в первую очередь, предусматривающее постепенное вытеснение из их деятельности карательной функции.

Реформы МВД России обусловлены насущной потребностью руководства Российской Федерации, всего гражданского общества в повышении доверия к полиции и качественном улучшении их деятельности.

Основаниями реформирования послужили:

  • грубые нарушения сотрудниками полиции законности и служебной дисциплины;
  • недовольство граждан, негативные оценки в средствах массовой информации, коррумпированность определенной части личного состава;
  • осложнение криминогенной обстановки в отдельных регионах страны и слабые результы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (по мнению граждан);
  • недостаточный уровень профессионализма в среде сотрудников органов внутренних дел, размывание профессионального ядра, слабая социальная защищенность сотрудников и членов их семей;
  • напряжение в обществе, нарастающее в связи с участившимися проявлениями экстремизма и терроризма, новыми угрозы и вызовы национальной безопасности Российской Федерации.

Главной отличительной чертой полиции является ее социальная функция, выраженная в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Анализ общественного мнения показывает, что базовые потребности населения России в безопасности и защите от преступных посягательств в настоящее время остаются в значительной степени неудовлетворенными. Как свидетельствуют результаты опросов населения, проводимых различными социологическими центрами и службами, уровень доверия населения к правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел, на протяжении длительного времени остается низким [8].

Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что реально ни отдельная личность, ни общество в целом не ощущают себя теми субъектами, на защиту интересов которых в полной мере направлена деятельность сил правопорядка.

В целом предполагается, что реализация положений закона обеспечит условия для решения широкого круга текущих политико-правовых проблем, касающихся деятельности системы МВД России, а также вопросов социально-экономического развития страны, связанных со снижением уровня преступности, действенностью системы профилактики преступлений и правонарушений, повышением уровня защищенности личности и качества услуг, оказываемых населению правоохранительными органами.

Перед государством и обществом стоит сложная задача – комплексная модернизация отечественного законодательства, касающегося сферы деятельности органов внутренних дел, включая его приведение в соответствие с достигнутым уровнем общественных отношений; устранение несогласованности, разрозненности и пробельности правового регулирования данной сферы деятельности; сосредоточение основной деятельности сил правопорядка на выполнении задач по противодействию и профилактике преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также исключение дублирующих и несвойственных полиции функций.

Важна всеобщая ответственность государства, общества и конкретного человека за результаты своей деятельности, а для воспитания этой всеобщей ответственности за происходящее вокруг, по мнению председателя правления общественной организации «Сопротивление» Ольги Костиной, нужно, чтобы граждане доверяли системе правосудия, полиции. Чтобы каждый был убежден: если он придет в полицию и сообщит, что в соседней квартире что-то неладное, ему не ответят: «Когда кажется, креститься надо!» [5]. Доверие граждан это и работа полиции с поступающими обращениями. По-прежнему нерешенными остаются проблемы укрывательства преступлений от регистрации. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев, выступая на итоговой коллегии ГУ МВД России по городу Москве, обратил особое внимание на работу с обращениями граждан, на «палочные показатели», на искажения статистики для создания видимости благополучной картины. В этой связи Владимир Колокольцев жестко указал, что, если в ходе проверки деятельности территориального органа выявлено два и более фактов укрытия от регистрации заявлений или иной информации о преступлении, этому территориальному органу выставляется нулевая итоговая экспертная оценка, что влечет общую неудовлетворительную оценку работы подразделения.

Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется в рамках «Дорожной карты», подготовленной группой экспертов. «Дорожная карта» предполагает максимальное приближение российской полиции к основным государственным и общественным институтам, пользующимся высоким доверием граждан, способным дать адекватный ответ криминальному миру. Этот процесс длительный, требует ресурсных и временных затрат, а также скоординированных усилий всей системы правоохранительных органов, государственных и общественных организаций, органов местного самоуправления. При этом приоритетным направлением текущего и перспективного реформирования следует считать повышение эффективности работы с кадрами, подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, обеспеченных серьезными правовыми и социальными гарантиями.

Заключение

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что реформа органов внутренних дел должна обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий.

Обязательными условиями организации работы полиции станут открытость, опора на население, эффективное управление и оптимизация правоохранительной деятельности, обеспечение надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия, разумная экономия ресурсов.

Полиция обязана оперативно реагировать на все заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, быстро и качественно решать иные вопросы в пределах своей компетенции, реализуя весь комплекс правоохранительных услуг [9].

Только так можно получить и удержать доверие и уважение широкой общественности. Предлагаемые ориентиры не претендуют на исчерпывающее решение всех проблем, стоящих перед системой МВД России, в том числе в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан, однако поддержка, опора на население, качественное исполнение служебных обязанностей, строжайшее соблюдение законности и дисциплины должны стать приоритетными в деятельности сотрудников полиции.

Самсонов В.Н., д.ю.н., профессор кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, ФГКОУ ВПО «Белгородский юридический институт» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород;

Солдатов А.П., д.ю.н., профессор кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, ФГКОУ ВПО «Белгородский юридический институт» Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород.

Ссылка на основную публикацию